Главная » 2003»Апрель»8 » Асфальтирование и дорожно-строительные технологии
00:00
Асфальтирование и дорожно-строительные технологии
Асфальтирование и дорожно-строительные технологии
Асфальтоукладчик
Гусеничный асфальтоукладчик
Укладка асфальта гусеничным асфальтоукладчиком
Асфальтирование с помощью гусеничного асфальтоукладчика
Колёсный асфальтоукладчик
Укладка асфальта колёсным асфальтоукладчиком
Рельсовый асфальтоукладчик
Асфальтирование с помощью рельсового асфальтоукладчика
Малогабаритный гусеничный асфальтоукладчик
Укладка асфальта малогабаритным асфальтоукладчиком
Асфальтирование с помощью малогабаритного асфальтоукладчика
Асфальтоукладчик для укладки двух слоёв асфальтобетона
Асфальтоукладчик для укладки двух слоёв асфальтобетона
Одновременная укладка двух слоёв асфальта (Dynapac)
Асфальтирование: одновременная укладка двух слоёв асфальта
Асфальтоукладчик-компакт (для укладки двух слоёв асфальта)
Асфальтоукладчик-компакт
Асфальтоукладчик (дорожный мостильщик) — прицепная или самоходная дорожно-строительная машина, предназначенная для укладки битумных смесей (асфальтирования), укладки щебня, балластных и свободных минеральных смесей с заданной толщиной, шириной, степенью выравнивания, предварительным уплотнением и другими параметрами.
Одним из первых дорожно-строительных механизмов позволивших в значительной степени повысить качество и ускорить процесс асфальтирования дорог стал прицепной асфальтоукладчик, называемый также «дорожным мостильщиком». Прицепной асфальтоукладчик соединялся с грузовой машиной и двигался вместе с ней, равномерно распределяя асфальтобетонную смесь по дороге. Сегодня, по причине стремительного развития дорожно-строительных технологий, в том числе и машиностроения, использование прицепных асфальтоукладчиков практически полностью вытеснено более эффективными самоходными асфальтоукладчиками.
Принцип работы асфальтоукладчика
Асфальтоукладчик обычно функционирует совместно с автосамосвалом (с задней разгрузкой или с донным транспортёром), содержащим асфальтобетонную, песчано-гравийную или другую смесь. На первом этапе работы асфальтоукладчика, происходит загрузка приёмного бункера асфальтобетонной смесью, либо другим материалом. Далее с помощью механизмов, называемых «питатели», смесь поступает в шнековую камеру, где равномерно распределяется по всей ширине укладки. После этого, осуществляется предварительное уплотнение смеси на дорожном полотне, при помощи специального блока плит и валиков.
Современные асфальтоукладчики имеют электронную систему управления, что позволяет автоматизировать процесс подачи, распределения, и укладки материала. Кроме того, на асфальтоукладчик может устанавливаться датчик контроля подачи материала на распределительный шнек, датчик уклона, контролирующий угол наклона плиты к горизонту, один или два датчика высоты, контролирующих толщину укладываемого слоя. Благодаря разделению выглаживающей плиты на две части и наличию гидросистемы обеспечивающей подъём и опускание рабочих органов асфальтоукладчика, создаётся плоская, односкатная или двухскатная поперечная поверхность.
Классификация асфальтоукладчиков
По типу ходовой части
Гусеничные асфальтоукладчики — до недавнего времени относились к категории машин с большой производительностью, большой шириной укладки и тяжёлым рабочим оборудованием. Современный модельный ряд гусеничных асфальтоукладчиков от разных производителей характеризуется наличием не только сверхмощных высокопроизводительных машин, но и компактных асфальтоукладчиков с минимальной шириной укладки от 0,6 метров для работ связанных с асфальтированием тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек.
Гусеничные асфальтоукладчики разделяются на двухопорные и четырёхопорные. Основная масса гусеничных асфальтоукладчиков является двухопорными. Четырёхопорные характерны для асфальтоукладчиков с большой шириной укладки, где требуется максимально точное соблюдение уровня поверхности при асфальтировании. Во избежание повреждения поверхности во время работы асфальтоукладчика, придания ему более мягкого хода, повышения сцепления с поверхностью и увеличения транспортной скорости, траки гусеничных асфальтоукладчиков изготавливают из резины или снабжают резиновыми накладками. Так как резиновые гусеницы со временем подвергаются растяжению, асфальтоукладчик оснащают гидроцилиндрами автоматического натяжения гусениц.
Колёсные асфальтоукладчики — относятся к группе машин малой и средней производительности, работающих в городских условиях, где требуются частые перемещения с объекта на объект. Транспортная скорость колёсного асфальтоукладчика достигает более 20 км/ч (в отличие от тихоходных гусеничных машин). Асфальтоукладчики на колёсном ходу бывают двух-, трёх- и четырёхосными с одной или двумя ведущими осями.
Комбинированные асфальтоукладчики — имеют гусеницы в качестве рабочего и пневмоколёса в качестве транспортного хода. Такое сочетание позволяет достичь высокого качества непосредственного выполнения работ в сочетании с высокой скоростью транспортировки между объектами.
Рельсовые асфальтоукладчики — применяются довольно редко, как правило при строительстве крупномасштабных объектов, асфальтировании больших площадей, реконструкции или капитальном ремонте дорог. Объясняется это наличием дополнительных расходов на прокладку путей для движения асфальтоукладчика и сложностью транспортировки такой техники непосредственно на объект. В современном дорожном строительстве, рельсовые асфальтоукладчики наиболее часто применяются при укладке гусасфальта (литой асфальтобетонной смеси).
Тип ходовой части является одной из главных характеристик определяющих выбор асфальтоукладчика для выполнения тех или иных работ. Гусеничные асфальтоукладчики способны обеспечить более качественное выполнение работ в сравнении с колёсными, т. к. позволяют достичь идеальной ровности покрытия. Гусеничные асфальтоукладчики более стабильны и устойчивы в работе за счёт своего веса и высокого тягового усилия по сравнению с колёсными. Минусами гусеничных асфальтоукладчиков является низкая маневренность и тяжёлый вес. Практически все асфальтоукладчики с шириной укладки более 7 метров являются гусеничными. Таким образом можно говорить о том, что асфальтоукладчики на гусеничном ходу, являются более эффективными по сравнению с колёсными.
По способу подогрева выглаживающей плиты
Газовый подогрев — даёт возможность быстро нагревать плиту не влияя при этом на расход топлива асфальтоукладчика (в качестве газа используется пропан). Зажигание газа в системе обогрева плиты и контроль её температуры, как правило автоматизированы. С другой стороны возникает необходимость периодически менять газовые баллоны. Следует также заметить, что газ относится к взрывоопасным веществам поэтому требуется постоянный контроль и соблюдение дополнительных мер безопасности.
Электрический подогрев — более удобное решение, т. к. не требует постоянного контроля со стороны оператора. С другой стороны, электрический нагрев плиты увеличивает расход топлива, к тому же, элементы для подогрева также требуют периодической замены.
Асфальтоукладчики специального назначения
Малогабаритные асфальтоукладчики. Довольно часто возникает необходимость асфальтирования пешеходных дорожек, тротуаров, небольших участков возле строений, спортивных площадок, т. е. тех мест где возможность маневра крупной дорожной техники ограничена. В этих случаях укладка и выравнивание асфальта может производится вручную, а уплотнение с помощью виброплит или ручных катков. Но при таких условиях невозможно обеспечить ровность поверхности и равномерность распределения укладываемого материала. Для решения этих проблем и были специально разработаны малогабаритные асфальтоукладчики с шириной укладки от 0,6 м. Данный тип асфальтоукладчиков может быть как на гусеничном так и на колёсном ходу.
Асфальтоукладчики для укладки двух слоев (компакт). Некоторые модели асфальтоукладчиков имеют возможность производить укладку двух слоев асфальта одновременно (базового слоя и слоя износа). Преимущество такого подхода, в сокращении времени на выполнение всех работ по асфальтированию, снижении стоимости работ, увеличении качества и долговечности дорожного полотна. Данный тип асфальтоукладчиков в основе своей имеет двухбункерную конструкцию для крупнозернистой и мелкозернистой или песчаной асфальтобетонной смеси, а также две выглаживающие плиты для равномерного распределения смеси. Некоторые модели оснащаются системой распыления горячего битума, для предварительной обработки асфальтируемой поверхности.
Основные технические характеристики асфальтоукладчиков:
тип ходовой части (колёсный, гусеничный, комбинированный, рельсовый);
ширина укладки (м);
толщина укладываемого слоя (мм);
производительность (т/час);
способ приёма смеси (бункерный, безбункерный);
вместимость приёмного бункера (м3);
рабочая скорость укладки (м/мин);
транспортная скорость (км/ч);
мощность двигателя (кВт);
тип подогрева выглаживающей плиты (газовый, электрический);
масса машины (т);
габаритные размеры (мм).
Ввиду сезонного характера асфальтировочных и других дорожно-строительных работ, рабочее место оператора асфальтоукладчика как правило открыто или оснащается солнцезащитным тентом. Некоторые производители асфальтоукладчиков по предварительному заказу или в расширенной комплектации предусматривают возможность оснащения рабочего места оператора жёсткой кабиной.
Популярные отечественные и зарубежные производители асфальтоукладчиков
Россия: ОАО «Брянский арсенал», «Дороги России», «Радицкий машиностроительный завод».
Украина: ОАО «Дормашина», ООО «Будшляхмаш».
В последнее время количество предложений на рынке дорожно-строительной техники существенно выросло за счёт появления продукции китайского производства. Значительную долю этой продукции составляют асфальтоукладчики. Несмотря на заявляемое качество и надёжность продукции, изготовленной со слов поставщиков по чертежам таких известных производителей как Vögele и Dynapac, данная продукция на сегодняшний день может составлять конкуренцию более именитым производителям только в цене, но не в качестве производимых работ и надёжности самой техники.
Безусловными лидерами по качеству и надёжности производимой техники завоевавшими мировое признание, являются представители германских и шведских компаний Vögele и Dynapac. Асфальтоукладочная техника американского производства также достаточно качественна, единственным её минусом является высокая цена.